Home строительствоОт «хрущёвок» до «Лахта-центра»

От «хрущёвок» до «Лахта-центра»

Объединению строителей Санкт-Петербурга десять лет. Для нашей страны это очень серьёзный срок. За две пятилетки случилось много событий и со знаком плюс, и со знаком минус.  Мы попросили наших ньюсмейкеров ответить на вопросы: Как изменились Петербург и приграничные территории за последние 10 лет? Чем из построенного можно гордиться, а каких проектов стоило бы избежать? Какие из важных градостроительных инициатив были реализованы, а какие (перспективные) так, увы, и остались на бумаге? Какие наболевшие вопросы из сферы градостроительства надо решать немедленно?

Евгений РЕЗВОВ, генеральный директор АО «Строительный трест»:
За последние 10 лет Петербург, конечно, помолодел, оделся в современное доб-ро. Город растёт, строится, и это радует.
Но жалко людей, продолжающих жить в «хрущёвках». Эти дома отслужили своё. Где реновация? Осталась на бумаге… Будем надеяться на новое руководство города, которое будет уделять внимание строительной отрасли, чтобы мы имели возможность возводить качественное жильё.

Ольга ТРОШЕВА, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:
Если говорить об изменениях за последние годы, из важных для города проектов стоит отметить, само собой, ЗСД и новое метро. Надеюсь, скоро откроются станции Фрунзенского радиуса – их появление давно уже назрело, 
в том числе и конечной станции в Шушарах, где активно возводят жильё. 
Что касается непосредственно рынка новострек, стоит отметить, что в 2018 году завершено строительство жилья в самом масштабном проекте комфорт-класса в петербургской агломерации — микрорайоне «Семь столиц» от Setl City. Реализация проекта продолжалась восемь лет. Общая площадь — 960 000 кв. м, площадь квартир — 630 000 кв.м. ЖК «Лондон» и «Вена» — две части благоустроенного микрорайона «Семь столиц» в Кудрово, построенные Setl City по образу и подобию европейских столиц. Здесь пролегают пешеходные бульвары, брандмауэры домов украшают фантазийные репродукции известного австрийского художника Густава Климта, на пешеходной площади Европы работает фонтан, благоустроена набережная и построены мосты через безымянный ручей, который протекает по микрорайону.

Фёдор ТУРКИН, председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест»:
Лет 15 назад я заболел идеей возвести колокольню Смольного собора. Увы, здесь необходимые силы не соединились, и задуманная Растрелли архитектурная доминанта в который раз так и не была построена. Но стремление зодчего поднять над городом такую «высотку» воплотилось, на мой взгляд, в башне «Лахта-центра». Вместе с эстакадами Западного скоростного диаметра и новым стадионом она формирует морской фасад Петербурга. Этот ансамбль не уступает, по-моему, выходам к морю самых прославленных городов мира. И продолжает традицию строительства в Петербурге уникальных зданий, много раз прерывавшуюся. 
Строительный рынок в целом трансформируется благодаря переменам в отдельных компаниях. Нам, например, удалось собрать хорошую команду. Изначально это были просто бесстрашные люди. Мы брались за любую, казалось бы, нереально сложную работу. Возводили самое высокое жилое здание в городе — комплекс «Александр Невский», строили один самых больших медицинских центров — инфекционную больницу в Полюстрово.
Также важна гибкость в работе. Был кризис в жилищном строительстве — мы успешно работали на госзаказе, стало меньше госзаказа — стали активнее строить жильё. Гибкость позволяет в непростых условиях быть на плаву и развиваться. Вообще в современном мире бизнес должен всё время быть готов к изменениям. Есть общемировые процессы — те же финансовые кризисы, есть внутренние, отраслевые. Например, новый закон о долевом строительстве в корне изменил правила поведения, и нужно к ним приспосабливаться.
Благодаря этим переменам за последние годы проекты стали и качественнее, и интереснее, и масштабнее. А значит, петербургские строители как росли, так и продолжат расти.

Алексей БЕЛОУСОВ,  генеральный директор  СРО А «Объединение строителей СПб»:
У нас, к сожалению, до сих пор нет координации Генеральных планов развития Петербурга и Ленинградской области. Из-за этого тормозятся очень важные инфраструктурные проекты, которые задерживают развитие приграничных территорий. В первую очередь я говорю о транспортной инфраструктуре.
Кроме того, Ленобласть более гибко подходит к вопросам создания социальной инфраструктуры. Там есть фонд, который помогает строить объекты на средства нескольких застройщиков, например, пожарное депо. Власти гибче работают с застройщиками, и это во многом решает проблемы городов-спутников, появившихся в последние годы.
Очень многие проекты в историческом центре хорошо вписались в городскую архитектуру. Их внешний вид может и не соответствовать взглядам архитекторов позапрошлого века, но они не пугают и не вносят диссонанс. И уж точно не испортили Петербург, как говорят многие градозащитники. На мой взгляд, они улучшили восприятие города, его архитектурных ценностей.
Отмечу, что Петербург — это первый в стране город, в котором появились Генплан и Правила землепользования и застройки. Это огромный плюс: без этих документов было бы гораздо сложнее реализовать существующие объёмы жилищного строительства. Хотя застройщики, чиновники и жители продолжают спорить об их содержании. Но не знаю региона, где строители и власти имели бы абсолютно одинаковые точки зрения. Было бы странно, если б застройщик не пытался зарабатывать деньги, ведь это его бизнес. С другой стороны, город и горожане должны работать в связке. В идеале, конечно, власть, которую избирает народ, должна реализовывать его волю.

Людмила КОГАН, генеральный директор ЗАО «БФА-Девелопмент»:
За счёт непрекращающегося строительства дорог пригороды Петербурга давно уже походят на пригороды европейского города. В этом мы даже обогнали Москву, по заявлению самих москвичей. Наш город даже в «неумытом» состоянии вызывал восторг у европейцев, а теперь даже люди на улицах стали больше улыбаться.
Главными инфраструктурными объектами города являются ЗСД, новый стадион и «Лахта-центр» — безусловно, ими можно гордиться. Главная победа активных горожан и человеческого разума — в правильном размещении «Лахта-центра», этой знаковой постройки. Когда все три объекта попадают в объектив с различных ракурсов, у меня от красоты дух захватывает. И ещё — запуск ЗСД вдохнул новую жизнь в депрессивные кварталы Адмиралтейского района, появились замечательные объекты — такие как бизнес-центр «Обводный двор». Конечно, хотелось бы, чтобы территории «Красного треугольника», Никольских рядов, Апраксина двора тоже получили новую жизнь, как и Новая Голландия.
Что касается центра города, надо уже быстро определиться, что мы хотим от нашей памяти и памятников. Смотреть на руины или любить их и жить в них, заботиться о них?

Александр СВИНОЛОБОВ, заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
Это десятилетие ознаменовалось переходом от просто качественных проектов к проектам, ориентированным на предпочтения покупателей, с качественной жилой средой. Девелоперы стали строить не квадратные метры, а дома для комфортной жизни с продуманными планировками, хорошей инженерией, благоустроенными закрытыми дворами без автомобилей и т.д.
В Петербурге стало появляться всё больше проектов редевелопмента. В частности, «серого пояса», у которого есть множество преимуществ. За счёт развитой улично-дорожной сети и наличия инженерных сетей на площадках он выглядит гораздо предпочтительнее, чем неосвоенные городские территории. Редевелопмент «серого пояса» — это отличная возможность для города оживить неприглядные производственные территории, ветхий и аварийный жилой фонд в центре, а для девелоперов — создать жилые проекты, которые будут пользоваться большим спросом.
Приграничные территории за это время стали превращаться из заброшенных пустырей в большие благоустроенные кварталы с развитой инфраструктурой.
Самое главное — продолжать налаживать взаимодействие в области согласования градостроительной документации, которая приобретает всё больший вес, если компания хочет реализовать по-настоящему качественный проект. Сегодня в этом направлении идёт работа. Однако с учётом числа игроков на рынке, а также порой противоречивых требований, ситуация становится настолько запутанной, что застройщики готовы согласиться на всё, лишь бы поскорее получить заветное согласование. При этом они до конца не понимают всех последствий. И зачастую оказывается, что после согласования документации девелопер осознаёт, что в таком виде проект для него неэффективен или неинтересен. Но время и деньги уже потрачены.

Источник: nsp.ru